Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Рекомендации учителя-дефектолога

Дефекты звукопроизношения, которые не относятся к возрастным.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка.В период формирования, речь каждого ребенка, в фонетическом отношении в большей или меньшей степени, страдает недостатками. Обычно дети смягчают согласные звуки, произносят их не точно или заменяют трудно произносимые звуки более легкими. Это относится главным образом к произношению шипящих звуков (ш,ж,ч,щ), а так же сонорных звуков (р и л). Шипящие звуки маленькие дети чаще всего заменяют свистящими, например: машина – масина, шапка – сяпка.

Звуки р и л дети в возрасте до 3-х лет обычно или вовсе не выговаривают, или заменяют звуками более легкими по произношению, например лука или юка (рука), колова или коева (корова).

Кроме того, дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки губно-зубными: собака – фабака, зонтик – вонтик, или язычно-зубными: суп-туп, козлик-кодлик.

Однако в процессе нормального формирования речи такое произношение не носит постоянного характера, оно преимущественно появляется в словах с более сложнымим словосочетаниями, когда ребенок, не уловив точного фонематического звучания того или иного звука, произносит вместо него звук, который для ребенка более прост по произношению.

Подобное неточное произношение у детей в возрасте до трех-четырех лет естественно, так как артикуляционный аппарат ребенка еще не устойчив и требуется некоторый период времени для основательной и упорной тренировки.

Период так называемого возрастного «костноязычия»  при наличии нормального развития и полноценного слуха ребенка обычно длится до трех – пяти лет. К этому времени произношение ребенка должно стать правильным.

Всякое отступление от правильного произношения необходимо рассматривать как затянувшееся возрастное, которое может стать стойким. Поэтому именно в этом периоде жизни ребенка особенно важно внимательно следить за развитием речи детей, формированием ее фонематической стороны. Недопустимо, что бы взрослые в разговоре с ребенком подражали его неправильному произношению. С детьми необходимо всегда  говорить правильно и таким образом, быть им хорошим примером для подражания. Случается, что у ребенка уже в период формирования речи, иногда даже в возрасте двух – двух с половиной лет наблюдаются грубые нарушения в произношении, которые нельзя отнести к возрастным, например:

  1. Ребенок не выговаривает звуки к и г или совсем их не произносит или заменяет их на д и т (кошка – тошта, гусь - дусь);
  2. Заменяет звонкие согласные (б, д, г, з, ж, в) – глухими согласными (п,т, к, с, ш, ф), например: дом-том, жук-шук, зубы-супы;
  3. Заменяет звуки т и д звуками к и г, например: тут-кук, дома-гома;
  4. Искажает произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч, щ) например:

а.  При произнесении этих звуков просовывает кончик языка между верхними и нижними резцами;

б.  Произносит эти звуки при боковой утечке воздуха, так как спинка языка выгибается по направлению к небу, и выдыхаемая струя воздуха проходит не по середине, а по бокам языка;

в.  При произнесении свистящих и шипящих звуков подтягивает нижнюю губу к верхним резцам как при произнесении звуков в и ф;

г.   Произносит свистящие и шипящие звуки в нос, а иногда заменяет их звуком х.

  1. Ребенок искажает произношение звука р, например:

а.     Произносит его гортанно, картаво;

б.     Произносит его обеими губами, как кучерское пррр;

в.     Произносит при боковом положении языка, от чего вместо звука рслышится звук, происходящий от быстрого сочетания звуков р и ль;

г.      Произносит звук р в нос;

д.     Заменяет звуком ы.

  1. Ребенок искажает произношение звука л, например:

а.     Произносит его в нос;

б.     Произносит  обеими губами, как двугубное в;

в.     Заменяет звук л звуком у (лампа - уампа);

г.      Заменяет звук л звуком д (лук - дук);

д.     Заменяет звук л звуком н (лампа - нампа).

Все перечисленные недостатки произношения выходят за пределы физиологического «косноязычия» и поэтому при наличии указанных недостатков не следует ждать возраста 5-6 лет и надеяться, что к этому сроку речь ребенка сама по себе исправится. В этих случаях необходимо помочь ребенку как можно скорее.

Чем раньше начать с ребенком заниматься исправлением речевого дефекта, тем быстрее и легче он полностью будет устранен.

 

 

Разделы сайта